Вариант 9

Открыть ответы.
А1. При переходе от индустриального к информацион-ному обществу
1) происходит замена ручного труда машинным
2) возрастает значение науки и образования
3) увеличивается роль аграрно-сырьевого сектора
4) формируется демократическое государство
А2. Что отличает научное знание?
1) обоснованность, логичность
2) образность, эмоциональность
3) признанность обществом
4) истинность всех утверждений
АЗ. О какой тенденции развития образования свиде-тельствует наличие разнообразных учреждений дополни-тельного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?
1) гуманизации
2) информатизации
3) гуманитаризации
4) интернационализации
А4. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Понятие «индивид» относится к природным качествам человека.
Б. Понятие «индивидуальность» объединяет природные, психические и социальные качества человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А5. Что свойственно командной экономике?
1) свободное ценообразование
2) совершенная (чистая) конкуренция
3) преобладание частной собственности над другими
видами
4) централизованное распределение факторов произ-
водства
А6. Производители женской одежды в ряде стран Азии
ориентируются на предписания буддизма. Поэтому мо-
дельный ряд существенно отличается от того, что предла-
гается в магазинах Европы. Какой фактор, влияющий на
предложение, проявился в данной ситуации?
1) сезонность
2) стоимость факторов производства
3) религиозные и культурные традиции
4) уровень доходов населения
А7. К расходной части государственного бюджета отно-
сится(-ятся)
1) выплата заработной платы учителям, врачам
2) собранные с населения и фирм налоги
3) кредиты, возвращённые странами-должниками
4) прибыль государственных предприятий
А8. Что показывает кривая предло- р
жения (S) легковых автомобилей на со-
ответствующем рынке? (Р — цена това-
ра, Q — количество товара.)
1) как будет увеличиваться произ-
водство легковых автомобилей
при росте прибыли продавцов
2) как изменится производство лег-ковых автомобилей при снижении прибыли продавцов
3) сколько легкового автомобилей продавцы желают и могут сбыть за единицу времени в ценовом диапазоне
. 4) каким моделям легковых автомобилей отдают пред-почтение потребители

А9. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы?
А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние издержки фирмы.
Б. В условиях кризиса прибыль фирмы может резко сократиться.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. Молодёжь как социальную группу отличает(-ют)
1) общность быта
2) единство политических взглядов
3) однородность, отсутствие дифференциации
4) сходные черты поведения
АН. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано от-клоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) пред-ставлены в таблице.
Причины отклоняющегося поведения Группа опрошенных
Мужчины Женщины
Некоторые люди генетически предраспо-ложены к отклоняющемуся поведению 30% 15%
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера человека 10% 10%
Отклоняющееся поведение связано с со-циальными условиями жизни человека 55% 60%
Человек случайно попадает под влияние «плохой» компании 5% 15%
Какой вывод можно сделать на основе таблицы?
1) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах счи-тают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера человека.
2) Доля тех, кто видят биологические причины откло-няющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.

3) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой» компании.
4) Доля тех, кто считают, что влияние «плохой» компании определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин. V*
А12. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития современной семьи?
А. В современном западном обществе наметилось со-кращение числа семей партнёрского типа.
Б. Ряд проблем современной семьи обусловлен тем, что женщины заинтересованы в своей карьере, больше чем в семье.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А13. Верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием
1) форма государства
2) государственный режим
3) форма территориального устройства
4) государственный суверенитет
А14. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе?
1) разработка политических программ
2) принятие законов
3) назначение глав регионов
4) ведение внешней политики
А15. В государстве Z депутаты парламента избираются по одномандатным округам. Каждый кандидат встречается с избирателями и пытается убедить их в перспективности своей политической программы. Какая избирательная система установлена в государстве Z?
1) демократическая 3) пропорциональная
2) мажоритарная 4) смешанная

А16. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Демократии присущи принцип большинства, право меньшинства на оппозицию, свобода и равенство граждан.
Б. Тоталитарное государство гарантирует каждому гражданину право на достоверную информацию о ситуации в стране.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А17. Что из перечисленного относится к мерам дис-циплинарной ответственности?
1) штраф, исправительные работы
2) возмещение убытков, уплата неустойки
3) выговор, увольнение
4) лишение свободы, общественные работы
А18. Порядок приёма на работу и увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются в РФ
1) Конституцией РФ
2) Гражданским кодексом
3) Трудовым кодексом
4) Уголовным кодексом
А19. Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает в квартире ремонтные работы, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Соседи обратились в суд. В РФ этот спор подведомствен суду
1) мировому судье
2) суду присяжных
3) конституционному суду
4) арбитражному суду

А20. Верны ли следующие суждения о военной службе в РФ?
А. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
Б. За уклонение от прохождения военной службы уста-новлена дисциплинарная ответственность.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ 2
Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ: :— .
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за ис-ключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».
1) Конкуренция производителей; 2) многообразие форм собственности; 3) централизованное распределе-ние; 4) спрос; 5) предложение; 6) государственное цено-образование.
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: I I

ВЗ. Установите соответствие между участниками уго-
ловного судопроизводства и сторонами, которые они пред-
ставляют: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
A) прокурор
Б) адвокат
B) следователь Г) потерпевший Д) обвиняемый
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ-ствующими буквами.
СТОРОНЫ
1) обвинение
2) защита
А Б В Г Д

В4. Найдите в приведённом ниже списке политические институты и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) политическая коммуникация
2) общественно-политическое движение
3) политические партии
4) политическая традиция
5) политическая идеология
6) государство
Ответ: .
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое по-ложение которого обозначено определённой буквой.
(А) Этнос — межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, едиными языком, культурой и самосознанием. (Б) В современном мире проживают сотни этносов.
(В) Для возникновения этноса едва ли нужны другие условия, кроме общности территории и языка. (Г) Учёные считают, что этнос может формироваться из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграции. (Д) Под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик.

Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А Б В Г Д
.
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В современном обществе семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также
(А) семьи.
(Б) скреплялась наибольшим нравственным (В), которым обычно пользовался традиционный глава семьи. Формальное (Г)
всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю).
В семейном праве современных западных обществ всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можно говорить о
(Д).
Произошло также существенное изменение экономической функции семьи — сдвиг от производства к
(Е)*.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) авторитет
2) распределение
3) управление
4) потребление
5) функция
6) партнёрская (демократическая) семья
7) патриархальная (традиционная) семья
8) мобильность
9) главенство
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А Б В Г Д Е

В7. Сотрудница туристической фирмы И. регулярно опаздывает к началу рабочего дня. Директор фирмы неод-нократно предупреждал её о недопустимости подобных действий, однако И. продолжает опаздывать. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) трудовое право
2) гражданско-правовая ответственность
3) дисциплинарный проступок
4) административное право
5) увольнение
6) материальная ответственность
Ответ: .
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Конституционный суд; 2) орган власти; 3) парла-мент; 4) суд общей юрисдикции; 5) правительство.
Ответ: .
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1.

ЧАСТЬ 3
Для записи ответов па задания этой части (Cl—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания Cl—С4.
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <…>
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального бла-госостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к ре-зультатам социального прогресса в науке далеко не одно-значно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два крите

рия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся ко-личественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-види- мому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А. Б. Безбородов, В. TI. Филатов и др.)
С1. Назовите рассматриваемые авторами формы соци-альных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
С2. Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.
СЗ. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
С4. Опираясь на содержание текста и знания общество-ведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.

Сб. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предус-мотренные Гражданским кодексом РФ.
С7. Узнав, что младшей сестрёнке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Николай решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Николая на работу.
Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ пояс-ните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (С9.1.—С9.5.).
С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой про-блемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
СЭЛ.
«Цивилизация — это власть над
миром; культура — любовь к
миру». (А. Кэмпиньский)

С9.3.
С9.4.
С9.5.
Экономика «Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обан-кротится». (М. Звонарёв)

Социология,
социальная
психология «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей».
(М. Вебер)

Политоло
гия «Политическая система — это арена бизнеса политики, место, где развёртывается политический процесс». (Р. Т. Кларк)

Правоведе
ние «Хорошие законы порождены дурными нравами». (Тацит)