Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.
(l)Haдo всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2)Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутанность, сбивчивость и неопределённость. (3) <…>, встретившись с ними, необходимо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со-держащаяся в тексте?
1) Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.
2) Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколько мыслей.
3) Так как сложные тезисы, содержащие несколько мыслей, вносят в спор крайнюю за-путанность, сбивчивость и неопределённость, то их лучше расчленить на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.
4) В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, вы-страивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на эле-ментарные суждения.
5) Чтобы мысли не были запутанны, сбивчивы и неопределённы, надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще.
Ответ: .
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.
Поэтому Вопреки этому Однако Во-первых Дай
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПУНКТ, -а, м.
1) Определённое место на земной поверхности. 77. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).
2) Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п.
3) Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или буквой. 77. договора. Перечислить основные п. доклада. 77. обвинения.
4) Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. 77. разногласий. Разойтись по трём п.
5) Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в истории. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.
Ответ: .
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шарфЫ
красИвее
экспЕрт
ненадОлго
свЁкла
Ответ: .
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРАЗДНАЯ жизнь до добра не доводит.
Самодовольная, СЫТАЯ физиономия собеседника вызывала раздражение.
Шкура овечья, да душа ЧЕЛОВЕЧЬЯ.
Он с трудом ОТЛИЧАЛ оттенки бежевого цвета.
В связи с освобождением советскими войсками городов Орёл и Белгород 5 августа 1943 года по приказу ВЕРХОВНОГО Главнокомандующего в Москве был впервые произведён артиллерийский салют.
Ответ: .
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ехать без ПРОМЕДЛЕНИЙ без зимних САПОГ пойти без ЧУЛОК к ШЕСТИСТАМ экземплярам ПРОПОВЕДУЕТ истины
A) Б)
B)
Г)
Д)
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сборник «Донсцие рассказы» Шолохова потрясли меня до глубины души.
Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.
М.Ю. Лермонтов пишет в своём сти-хотворении, что «не жду от жизни ничего я ».
Читая об убийстве старухи- процентщицы, волосы стояли дыбом. В соревнованиях принимали участие как ветераны спорта, а также пока ещё никому не известные молодые легкоатлеты.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) ошибка в построении предложения с однородными членами
4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) неправильное построение предложения с косвенной речью
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ЭК..ЛОГИЯ
прот..рает
ум..реть
Ф-.гура
СК..ЧОК
Ответ: .
9. Определите ряд, в котром в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..рыхлить, мировоззрение з..рисовка, от..брать пр..вилегия, пр..добрый пре..военный, о..бирать пр..чуды, преодоление
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
врач..вать
син..ватый
влюбч..вый
никел..вый
гор..вать
Ответ: .
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
оставивший
украш..нный
срубл..нный
раска..тся
омываемый
Ответ: .
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)возможно равнодушно смотреть на картины А.И. Куинджи.
(Не)распаханная степь простиралась до самого горизонта.
Многого в жизни ему (не)доставило.
(Не)вероятная красота картины Куинджи поразила великого князя Константина Константиновича.
Отнюдь (не)просто начиналась жизнь Куинджи, будущего автора картины «Лунная ночь на Днепре».
Ответ: .
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала неповторимое очарование ночи, а (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.
(ПО)ПРИЧИНЕ невероятного воздействия картины на зрителей, а ТАК(ЖЕ) её необъяснимой магии Куинджи суеверно обвиняли в связи с нечистой силой.
(В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) прославился как мастер пейзажной живописи.
(ПО)ТОМУ, как (В)ТЕЧЕНИЕ продолжительного времени восторженно отзывались в печати о картине «Лунная ночь на Днепре», можно судить о мастерстве этого скромного художника.
Посетители выставки (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени пытались заглянуть за холст с обратной стороны, ЧТО(БЫ) увидеть спрятанную там лампочку или свечу.
Ответ: : .
14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.
Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?
1) Настоящий художник по-своему воспроизводит и толкует действительность.
2) Шести лет Архип остался сиротой и рано познал нужду и голод.
3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание.
4) Архип Иванович лично находил необходимые дли красок вещества изобретал новые составы и добивался нужного эффекта.
5) Его учениками и горячими поклонниками были Николай Константинович Рерих и Аркадий Александрович Рылов.
Ответ: ; .
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо
(3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неустанно.
Ответ: .
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального луннЬго света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».
Ответ: .
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Куинджи продолжал писать и преподавать в Академии художеств (1) в пейзажном классе (2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.
Ответ: .
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А.И. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) (когда) картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эффект лунного сияния проявится в полной мере.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
(4) В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
(6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая дере-вянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
(7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачёрпывать-то он за- чёрпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
(9) В котелке оказалась одна макаронина. (Ю)Одна на двоих. (И)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в котелок, рукою мне хотелось её сцапать — ив рот!
(14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!*
(16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
(18) Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины дав-но уж на свете нет… (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.
(21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиныне, он загребёт себе.
(23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныпе.
(24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
(По В. Астафьеву)
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупный советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие темы творчества В. П. Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пожилой солдат откровенно презирал рассказчика за его малодушие и жадность.
2) Пожилого бойца отличает бескорыстная уступчивость, снисходительность, способность жертвовать своими интересами.
3) Голод превратил молодого солдата в жадное и озлобленное существо.
4) Бойцы на фронте часто получали горячую еду.
5) Рассказчик спокойно отнёсся к тому, что пожилой боец дал ему возможность съесть больше.
Ответ: .
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 6 представлено рассуждение.
2) Предложения 9-11 содержат описательный фрагмент.
3) Предложения 13-14 содержат эмоционально-оценочное суждение рассказчика по поводу того, что высказывается в предложении 12.
4) Предложения 22-23 содержат повествование с элементами рассуждения.
5) В предложениях 1-2 содержится рассуждение.
Ответ: .
22. Из предложений 4-6 выпишите фразеологизм.
Ответ: .
23. Среди предложений 16-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: .
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополни-тельных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Внутреннее состояние рассказчика, молодого бойца, который был очень голоден и боялся, что его напарник будет «злоупотреблять» своей ложкой, передают лексические средства: (А) (предложение 6) и (Б) («хоте
лось сцапать» в предложении 13), а такое синтаксическое средство, как (В) (предложения 14—15), лишь усиливает психологическую глу
бину переживаний.
‘Синтаксический приём (Г) (предложения 9—11) позволяет увидеть
причину терзаний молодого солдата».
Список терминов:
1) парцелляция
2) градация
3) вопросно-ответная форма изложения
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов
6) разговорная р: просторечная лексика
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) диалектизм
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.