Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.
(l)B VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2) Покровительницей города была Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение про-цветающих горожан построить храм в честь такой богини. (3) <…> это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со-держащаяся в тексте?
1) Процветающие эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты, и надеялись, что строительство храма в честь богини Артемиды увеличит их денежный оборот.
2) Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её честь.
3) Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продиктовано практическими соображениями богатых горожан-ростовщиков.
4) Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была богиня Артемида.
5) Строительство храма в честь богини Артемиды, покровительницы города Эфеса, имело большое практическое значение.
Ответ: .
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
следовательно
впрочем
даже
казалось бы во-первых
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОБОРОТ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБОРОТ, -а, м.
1) Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово.
2) Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой-н. деятельности, развития чего-н. (спец.). О. полевых культур. О. стада (изменение его структуры и численности за определённый период).
3) Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр, движение куда-н. с возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов
4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала (его непрерывно возобновляющийся кругооборот). Годовой о. предприятия. Торговый о.
5) Один круг обращения вокруг чего-н.; виток (в 3 знач.). Набирать обороты (также пе- рен.: о каком-н. деле, событии: убыстряться, ускоряться).
Ответ: .
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нажИвший
запертА
назвалАсь
кОрысть
звонИт
Ответ: .
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПЛАКСИВОЕ выражение лица сестры стало раздражать Андрея.
В правительстве страны говорили об ЭКОНОМИЧЕСКИХ достижениях судостроителей. Невозможно УНИЗИТЬ значение русской классики.
БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ отношение к делу — признак моральной ограниченности.
При жизни Пушкина было напечатано два ОТРЫВКА из его романа «Арап Петра Великого».
Ответ: .
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЖГЁТ листья ДВОЕ ножниц сзади НЕГО более БОГАТЫЙ НАДЕТЬ пальто
Ответ: .
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял, что «я знаю, что ничего не знаю». ^
Б) Многие из тех, кто увлечён астрономией, знает расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.
B) История России с 1725 по 1762 годы ознаменована рядом дворцовых пере-воротов, и вследствие частым сменам лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.
Г) Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественных записок», познакомился с критиком В.Г. Белинским.
Д) Осуждавшие стихи не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России.
Запишите в таблицу выбранные цифры
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
3) ошибка в построении предложения с однородными членами
4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
соответствующими буквами.
А Б В Г д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прот..рать наслаждение скл..нение поп л., вок пал..садник
Ответ: .
9. Определите ряд, в котром в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
нед..любить, поз..вчера пр..возносить, пр..манка
о..бежать, на..пись разгореться, во..дать пр..голубить, пр..лестный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. плюш..вый
опрашивать
недоумевать
запечатлевать
камеш..к
Ответ: .
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ВИДеВШИЙ
непромокаемый немые л.. мый застел..нные обиженный
Ответ:
12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Братьев Орловых отличали бесконечная жажда деятельности, удивительная энергия, ничем (не)обузданные страсти.
(Не)всякий из приближённых Петра I мог похвастаться дворянским присхождением. Часто вельможами становились совершенно (не)ожиданным образом.
Князь Меньшиков (не)получил даже начального образования, однако стал первым русским членом Лондонского королевского общества, причем диплом ему подписал сам Исаак Ньютон.
Пётр I (не) раз доверял князю Меньшикову самостоятельное командование значительными военными силами.
Ответ: .
13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(К)ВЕРХУ сосны геологи привязали яркую тряпку, ЧТО(БЫ) вертолёт заметил её с воздуха.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ своей речи знаменитый хирург Пирогов поблагодарил слушателей и ТО(ЖЕ) самое сделали его ассистенты.
(В)ВИДУ болезни главного конструктора все разговоры (НА)СЧЁТ очередного испытания космического корабля прекратились.
Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочитать любой фрагмент знаменитой поэмы.
Когда он говорил о ЧЁМ(НИБУДЬ), относящемся к медицине, то не походил ни на одного из наших городских докторов, а производил КАКОЕ(ТО) новое, особенное впечатление.
Ответ: .
14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.
В московском доме горнозаводчика Порфирия Демидова мозаичные полы были уст- ла(1)ы соболи(2)ыми шкурами, в столовой находился серебря(3)ый фонтан, а под потолком висели золотые клетки с птицами, собра(4)ыми со всех концов света.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?
1) Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в художественном образе.
2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес.
3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы.
4) За околицей запели и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.
5) Далёкие страны и таинственные названия манили его к себе и невероятно будоражили воображение.
Ответ: .
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отражая атаки шведов (1) и (2)отчаянно обороняясь (3) русские войска (4) медленно продвигались (5) по истоптанной врагами земле.
Ответ: .
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Это выступление (1) значит (2) для меня многое. Однако (3) по правде говоря (4) я больше переживаю за свою научную лабораторию.
Ответ: .
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Валериана лекарственная (1) лечебные свойства (2) которой (3) давно известны людям (4) прекрасно успокаивает нервы.
Ответ: .
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наши нелепые поступки всегда нас чему-то учат (1) и (2) если мы разберёмся в об-стоятельствах (3) с ними связанных (4) то велика вероятность (5) не повторить их вновь.
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам.
(4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6) — Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8) В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. ‘
(13) Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздо-ровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17) — Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.
(19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
— Спасибо за подарок!
(21) — Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(22) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25) — Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(26) Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много не-счастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические за-кономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29) А эта книга… (ЗО)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали…
(32) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (ЗЗ)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Заступничество матери усиливало неприязнь одноклассников к Кольке Бабушкину. .
2) Колька Бабушкин решил, что книга ему подарена на день рождения, и был очень благодарен одноклассникам за проявленное внимание.
3) Не стоит сожалеть о своих давних проступках, нужно просто не совершать новые.
4) Веру в людей, в их добрые намерения можно легко разрушить.
5) Колька Бабушкин был высоким, красивым юношей, привлекавшим внимание окружающих.
Ответ: .
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 13—15 представлен описательный фрагмент.
2) Предложение 33 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте,
3) В предложениях 27-28 содержится рассуждение.
4) В предложениях 22-24 представлено повествование.
5) В предложениях 15-16 представлено описание.
Ответ: .
22. Из предложений 21-24 выпишите фразеологизм.
Ответ: .
23. Среди предложений 8—12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ JV5 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополни-тельных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Рассказчик, возвращаясь в своё прошлое, со стыдом и болью вспоминает о том, как он и его одноклассники относились к Коле Бабушкину, и троп
(А) («пре зрительно-высоко мерное отношение» в пред
ложении 12) подчёркивает степень их неоправданной жестокости. Они так и не смогли
понять Колю, а ведь (Б) (предложение 16) даёт
возможность понять, как богат духовный мир этого подростка.
Запоздалое раскаяние рассказчика помогает острее почувствовать такое синтаксическое
средство, как (В) (предложение 30) и такой троп, как (Г)
(предложение 33)».
Список терминов:
восклицательное предложение ирония
сравнительный оборот
противопоставление
олицетворение
эпитет
метонимия
парцелляция
гипербола
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ JS/s 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ Л5 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
< Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.